Одним из основных
показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная,
хорошо развитая речь. Дети с не резко выраженными отклонениями в развитии в
дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к
сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными.
С начала школьного обучения они обычно с трудом овладевают грамотой,
пишут со стойкими, специфическими ошибками; не успевают за темпом класса. Любое
нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении
ребенка. Дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Особенно
важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков и слов в период
обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и
недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Процесс
письма – это сложный психо- физиологический процесс, в процессе которого
участвуют различные отделы коры головного мозга; необходима достаточная
сформированность целого ряда психических процессов, таких как внимание, память,
мышление.
На что
следует обратить внимание родителям в процессе подготовки ребенка к школе:
Сформированность
фонематических процессов
а) Бывает,
что ребенок не способен различать на слух акустически близкие звуки при
нормальном физическом слухе:
- Мягкие-твердые ( т-т,, с-с,, л-л, , в-в,, г-г,, д-д,, з-з,, к-к,, м-м,, н-н,, п-п,, ф-ф,, р-р,, х-х,, б-б,, )
- Звонкие-глухие ( к-г, с-з, т-д, в-ф, ш-ж, п-б и их мягкие пары)
- Свистящие-шипящие ( с-т, з-ж, с-ш, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, , т-ц, щ-т,, ч-т,,)
- Сонорные согласные (л-р или л,-р,, й)
Нарушение
фонематического слуха у детей, а также другие нарушения, которые рассмотрим
позже, могут привести к дисграфии.
Дисграфия – это
частичное специфическое нарушение процесса письма.
Примеры ошибок при
дисграфии
- Если ребенок не различает глухие и звонке согласные:
Вместо «бабушка» - «папушка»
- Если ребенок не различает твердые и мягкие согласные:
Вместо «люблю» -
«лублу»
- Если ребенок не различает свистящие и шипящие звуки:
Вместо «кошка» -
«коска»
Вместо «цапля» -
«чапля»
- Если ребенок не различает сонорные согласные:
Вместо «корова» - «
колова»
- Если у ребенка не сформирована функция языкового анализа и синтеза
Вместо «ворона» -
«врона»
б)Сформированность фонематического анализа и синтеза, представлений. Это
- умение выделять звук из слова, считать количество звуков в слове, определять
место звука в слове, называть звуки «соседи» к заданному звуку, составлять из
данных звуков слово, называть слова с заданным звуком.
В школе
для этого отведен добукварный период. Но к сожалению он короткий, этого времени
для детей с речевыми нарушениями недостаточно. Поэтому очень важно обратить на
это внимание во время подготовки к школе.
- Сформированность фонетических процессов.
Важно для
ребенка при поступлении в школу овладение правильным звукопроизношением.
Если у
ребенка вы заметили неправильное, искаженное произношение звуков родного языка,
необходимо обратится к специалисту для коррекции звукопроизношения. Это очень
важно!
- Сформированность словарного запаса.
Словарный
запас – это то количество слов, которое человек усвоил в течение жизни. Чем он
больше, разнообразней, красочней, тем ярче и богаче будет речь человека,
и тем лучше человек будет понимать обращенную к нему речь. Развитие
словарного запаса у детей находится в тесной связи от их речевого окружения, от
количества прочитанных книг ребенку.
- Сформированность связной речи.
Связная
речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи
ребят в овладении связной речью обеспечивают и в большей мере определяют
успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию
полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Свободное
владение связной речью до начала школьного обучения будет надежной базой для
формирования у ребенка полноценной письменной речи.
Желаю успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий