четверг, 30 ноября 2023 г.

Как научить ребёнка читать?

 Последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения.  Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний. Читайте об этом подробнее по ссылке ...

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость овладения дошкольниками навыками чтения и письма очевидна для всех.

Обучая ребенка чтению, родителям следует помнить, что:

1.    Наша речь состоит из предложений.

2.    Предложения состоят из слов.

3.    Слова состоят из звуков.

4.    Звук – это то, что мы слышим и произносим.

5.    Звук на письме обозначается буквой.

6.    Буквы – это то, что видим и пишим.

7.    Буквы в слове стоят рядышком, а между слогами и словами есть «окошки» (пример: игра «Живые звуки»).

8.    Звуки бывают гласные и согласные.

9.    Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

                                    

10. В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Э, И, Ы. На схемах, составляемых детьми, гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - 10: 6 - А, О, У, Э, И, Ы – соответствуют звукам и 4 – так называемые йотированные, которые обозначают два звука: Я – йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.

Йотированные гласные буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного и гласный звук (пример фонетического разбора слова).

11.Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде зубов, языка или губ.

12. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит); звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит).

13. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: б, бь, в, вь …

- всегда твердые согласные: ж, ш, ц.

- всегда мягкие согласные: й, ч, щ.

      Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Обучение дошкольников происходит в игре. Обучение чтению – не исключение. Поэтому, при формировании навыков чтения можно использовать приемы, помогающие запомнить зрительный образ буквы:

- лепка из пластилина;

- выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

- вырезание из цветной бумаги;

- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый «пишет» на ладони ребенка);

- письмо на снегу, песке;

- рисование буквы в воздухе.

Целостному восприятию буквы, выделению  ее характерных признаков способствует чтение стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме (пример: книга Шибаева).

Определенные затруднения вызывает усвоение слога – слияние. Причем это  происходит, в основном, при чтении прямых слогов, с обратными слогами дело обстоит легче. Чтобы обеспечить плавное, последовательное чтение двух букв, можно предложить игру «Идем в гости». Буква Н идет в гости к букве А. По дороге Н поет свою песенку. «Тяни Н до тех пор, пока она не дойдет до А, и они не поздороваются». Ребенок ведет пальчиком вдоль дорожки от одной буквы к другой.

Н ___________________ А

Н ___________________ У

Нужно заметить, что очень важно, чтобы ребенок правильно произносил согласные буквы. То есть, так же, как и звуки: отрывисто, кратко. Ни в коем случае, ни МЭ, ни ЭМ (как в алфавите). В этом случае произносится сразу 2 звука: М и Э, а этого допускать нельзя.

Во втором полугодии техника чтения совершенствуется. Для этого существуют следующие упражнения:

а) чтение слов, отличающихся одной буквой (лак – бак - мак);

б) чтение столбиков слов с одинаковыми гласными

    баба                  луна

    вата                  лупа

    лапа                  рука;

в) чтение столбиков с одинаковой концовкой:

    палка

    фиалка

    закалка;

г) работа с рифмованными текстами (соединить слова, сходные по звучанию, линией);

д) чтение «лесенок» - слов, расположенных в порядке возрастания количества букв: кот – котик – котище – котенок.

Часто дети допускают ошибки при чтении: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку навыков правильного чтения. Справиться с этим помогут такие предварительные упражнения.

1.    Чтение слогов по подобию

А

О

У

ПА

ПО

ПУ

КА

КО

КУ

ХА

ХО

ХУ

2. Чтение слов по подобию

СОМ

МА-ША

ШАП-КА

ДОМ

СА-ША

ПАП-КА

КОМ

ДА-ША

ЛАП-КА

3.  Дифференциация сходных слогов и слов

ЛА-РА

МА-МЯ

ДОМ-ТОМ

ЛО-РО

МО-МЁ

ДИ-МА-ТИ-МА

ЛУ-РУ

МУ-МЮ

КА-ДУШ-КА-КА-ТУШ-КА

4. Чтение слогов и слов с добавлением

    А – РА – ВРА – ВРАЧ

    О – ТО – СТО – СТОЛ

    У – НУ – ВНУ – ВНУК

5. Чтение слов, написание которых отличается одной – двумя буквами или порядком их расположения.

КОТ – КТО

РАК – КАК

МУКА – МУХА

6. Игра «Что пропало». Она направлена на предупреждение чтения «по догадке», тренирует зрительное внимание. Ребенок должен найти в слове «пропавшую» букву.

ЗОН (ЗОНТ)

СТЛ (СТОЛ)

КЛЮ (КЛЮЧ)

Используя эти рекомендации, вы, уважаемые родители, поможете своим детям освоить навыки чтения, необходимые для успешного обучения в школе.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий